Сэмплер
- полоса ткани, обычно льняного холста, вышитая различными стежками шелковой
нитью; металлическая нить использовалась в некоторых ранних образцах, а после
1820 иногда использовалась шерстяная нить. Хотя самый ранний сэмплер датируется
1598 годом, наибольшего расцвета сэмплеры достигли в 17-19 столетиях, до
появления швейной машины.
Словом
"сэмплер" чаще всего обозначают средство для обучения маленьких
девочек в Англии и в Америке. Согласно Новому оксфордскому американскому словарю,
слово "сэмплер" происходит из средневекового английского языка и
означает "пример для подражания.” Другой источник слова - старофранцузский
"essamplaire" означает "образец".
Самые
ранние сэмплеры использовались в качестве справочного пособия для обучающихся
рукоделию, образцов определенных стежков для вышивальщицы или швеи. Обычно они
хранились в корзине для рукоделия или коробке, для того, чтобы к ним можно было
обратиться в случае необходимости или для того, чтобы их можно было пополнить
новыми узорами и стежками, которые были изучены. (Возможно поэтому некоторые сэмплеры
вышивались так долго). Наиболее популярны были сэмплеры, сделанные в
произвольной манере, при этом небольшие мотивы и новые стежки размещали близко
друг к другу для экономии места.
Девочки,
начиная с 3-х летнего возраста, посещали женские школы, где обучались навыкам
простого шитья, основам чтения и письма, а также морали. Эти девочки обычно
вышивали простые сэмплеры, состоящие из штопки, тамбурного шва, окантовки и
часто "набожного" стиха. Девочки редко продвигались дальше в учебе:
слишком много было домашней работы. Пара лишних рук в хозяйстве никогда не
мешала, а так как шитье и штопкасоставляли большую часть домашних дел, очень важно было начать обучение
как можно раньше.
В
16-ом веке сэмплеры были более узкими и более длинными, чем позднее, с
образцами швов, объединенных в группы по всей ширине ткани; некоторые сэмплеры
включали вышивку ришелье и филейную вышивку, а также вышитое кружево. Вышивались
сэмплеры белой и цветными нитями.
В
17-ом столетии отрезок ткани стал почти квадратным, и поперечные группы стежков
уступили место полноценному дизайну, выполненному гобеленовым стежком,
крестиком, гладью и позже, штопке.
Сэмплеры
могли изображать семейные события, такие как рождения, смерти, свадьбы и т.д.,
а также генеалогические деревья, семейные хроники, или то, что хотела
вышивальщица или ее семья. Как учебное пособие, сэмплеры могли изображать
географические карты, математические таблицыили что-либо еще, что должны были запомнить ученики.
Вначале,
когда сэмплер служил средством подтверждения окончания обучения, готовое
изделие не представляло большого значения. Работы сошибками, возможно с буквами или цифрами на
обороте, могли храниться в сундуке. Позднее сэмплеры стали вставлять в рамку и
вывешивать на всеобщее обозрение как художественное произведение. По
законченному сэмплеру судили о навыках вышивальщицы, они являлись предметом ее
гордости, а также источником восхищения и вдохновения для других.
Текстиль
был чрезвычайно дорогостоящим в Англии и Америке и сэмплеры, на которые
тратилось много дорогих материалов, являлись свидетельством богатства семьи, не
только в том, что она могла себе их позволить, но также и в том, что могла
отправить в школу "простую" женщину обучаться навыкам причудливого
шитья наряду с другими "хозяйственными навыками". Сэмплеры также свидетельствовали
о грамотности вышивальщицы и ее будущей роли хранительницы прекрасного текстиля.
Для
женщин сэмплеры были также средством для самовыражения в ту давнюю эпоху, когда
для этого было слишком мало возможностей. Сэмплеры были поистине голосом женщин
прошлого и служили для девушки или женщины средством выразить свои мысли.
Известен
старинный сэмплер начала 19 века, находящийся в коллекции музея Виктории и
Альберта (Victoria@Albert). Эта вышивка, исповедь молодой английской девушки.
Но тщательно выполненный сэмплер Элизабет Паркер (Elizabeth Parker) —
свидетельство не только ее трудолюбия.
Элизабет рассказывает историю своего детства и юности
и начинает ее словами: «Поскольку мне некому написать о своей жизни, я
вывожу эти слова легко и свободно здесь, словно говорю с человеком, чьей
доброте и расположению могу полностью довериться». Мы читаем, что она родилась
в 1813 году в семье чернорабочего и учительницы воскресной школы и жила с
родителями и десятью братьями и сестрами, пока ей не исполнилось 13 лет.
Ее жизнь навсегда изменилась, когда она уехала из дома
и поступила работать няней. Она описывает свои, как она полагает, слабости и
грехи, а также унижения, которым подвергали ее хозяева — люди,
обращавшиеся с ней"с
жестокостью, которую невозможно описать», и признается, что
пыталась покончить с собой.
Мы
читаем и видим, как растет ее отчаяние -«какой путь могу я выбрать, куда должна я стремиться,
чтобы найти Бога, несчастная я, несчастная, что же будет со мной, ах, что же
будет со мной».
Горечь слов Элизабет еще усиливается тщательностью, с
которой выполнены крошечные крестики, образующие ярко-красные буквы на простом
холсте, и ее последней фразой, оборвавшейся на середине - «что
будет с моей душой…»
Этот сэмплер вызывает
большой интерес и участие к судьбе вышивальщицы с тех пор, как попал в музей
около 50 лет назад, но о ее жизни до недавнего времени не было известно ничего,
за исключением ее собственных слов. В 1998 году Найджел Ллевелин (Nigel
Llewellyn) из Университета Сассекса (University of Sussex) выяснил имя
вышивальщицы — Элизабет Паркер — и узнал подробности о ее семье, но о
взрослой жизни Элизабет пока ничего выяснить не удалось. Сейчас американский
историк пытается найти новые сведения о судьбе Элизабет.
Сэмплеры,
которые теперь очаровывают нас, были когда-то повседневной вещью, заставлявшей маленьких
девочек напряженно трудиться и быть полезными своей семье. Подобно автору,
пишущему книгу, девочки вышивали свои страхи перед приближающимся
неизвестнымбудущим, призывая Бога или
ангелов - хранителей на свою защиту. Они включали изображения зданий, животных,
деревьев, цветов или цепочек из букв и чисел, иногда без какой-либо
последовательности, подобно тому, как сегодня пишет на бумаге маленький ребенок,
изучая ту же самую информацию.
Возможно,
сегодня мы так высоко ценим сэмплеры потому, что они служат нам напоминанием о
том времени, которое так далеко теперь от нас.
Одна
из причин популярности сэмплеров в наши дни заключается в том, что
его можно использовать и как оригинальное пожелание, девиз, и как демонстрацию
высокого мастерства вышивальщицы. Мастерицы копируют старинные образцы,
покупают современные разработки, подходящие для интерьера жилища, и даже
пытаются разрабатывать собственные.
Сэмплер
можно готовить к различным праздникам — годовщинам, дням рождения и др.Они всегда будет служить хорошим
воспоминанием о памятных событиях вашей жизни.