Характерными признаками стиля являются толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.
Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялась в монастырях.
Орнаментика романского
искусства, большей частью заимствованная на Востоке, основывалась на предельном
обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем
чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Характерно отсутствие какой-либо
определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических,
«звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы,
кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство
специалистов считает, что вся эта фауна лишена символического смысла, который
им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.